Дорожные экраны в последнее время всё чаще можно увидеть вдоль городских и загородных автомобильных и железнодорожных магистралей, особенно с интенсивным движением. Они защищают жителей городов, дачных и коттеджных посёлков, загородных домов от постоянного шума проезжающего мимо транспорта. По форме и используемым материалам они могут различаться. В частности, устанавливаются плоские варианты, вогнутые или с Г-образными козырьком. Но задача у всех таких конструкций общая — блокировать звуковые волны и препятствовать дальнейшему распространению шума.
Шумозащитные экраны изготавливаются в соответствии с нормами отраслевых технических условий (ТУ), требованиями ГОСТ 33329 2015, 23499 2009, СанПин 51-1330-201. Кроме того, при их производстве разрабатывается технический регламент, проектные и конструкторские документы.
Типовой дорожный экран состоит из следующих компонентов:
Опоры устанавливаются вертикально. Панели между ними фиксируются с помощью крепежа — хомутов, уголков, перфорированных пластин и т.д.
Шумопоглощающие с перфорацией. Это многослойные конструкции. Снаружи располагаются перфорированные панели (как правило, из оцинкованной стали). Посередине имеется ещё один металлический лист — только без отверстий. Внутри панелей плотно укладывается шумуизоляционный материал (минеральная вата или пенополистирол). По бокам конструкции устанавливаются заглушки. Звуковая волна, проникая через отверстия внутрь панели, эффективно гасится там. Благодаря наличию сплошного металлического листа происходит не только звукопоглощение, но и звукоотражение, что увеличивает эффективность использования таких экранов
Шумоотражающие дорожные экраны без перфорации. Это тоже многослойные конструкции, состоящие из металлических листов, но на них отсутствуют отверстия. Как правило, нет и звукоизоляционного материала, так как данные панели предназначены не для поглощения, а для отражения звуковой волны. Устанавливаются они в местах со значительной шумовой нагузкой, например, вдоль железнодорожных насыпей
Светопрозрачные экраны, выполненные из сотового или цельного поликарбоната. В первом случае благодаря наличию отверстий происходит поглощение звука, а во втором он отражается от монолитной поверхности. Это менее эффективные конструкции с точки зрения звукозащиты. Их преимущества — невысокая цена, лёгкость установки и прозрачность, позволяющая пропускать свет. Тем самым не создаётся эффект огороженного пространства
Преимущества установки такого рода антишумовых барьеров очевидны. На сегодняшний день экранирование дорог производится почти повсеместно, тем самым ограждая жилой сектор от излишней шумовой нагрузки. По статистическим данным только в Москве общая протяженность шумозащитных ограждений более 127000 км.